Четыре девушки из Бишкека устроили необычную акцию — прошли в коротких шортах по столице Кыргызстана от ЦУМа до центральной мечети, чтобы вдохновить остальных девушек одеваться в любую одежду, в какую они захотят.
Повествование ведётся от лица Регины Им, которая была с девушками в течение всего марша.
Группа из 7-8 журналистов следует за четырьмя девушками, которые пришли на марш. Операторы и фотографы поочередно обгоняют всех, чтобы сделать кадры. Я подслушиваю интервью, которые берут коллеги у участниц: «Мы не хотим, чтобы нам диктовали, во что одеваться».
Маршрут короткий: активистки собрались у ЦУМа, конечная точка марша – центральная мечеть Бишкека. Это расстояние можно пройти где-то за 15 минут.
Мечеть находится на пересечении улиц Гоголя и Московской. На пути от ЦУМа предстоит пройти мимо Исламского университета и Духовного управления мусульман (ДУМК) – все они находятся на одной улице.
Я следую за всеми, а сама думаю о той самой сотруднице мэрии, которую уволили из-за хиджаба.
Женщинам приходится балансировать между тем, чтобы прикрываться, но не слишком — иначе их обвиняют в «дискредитации светского характера государства». Причём и прикрываться, и открываться от женщин требуют, как правило, мужчины.
«Ах, какие девушки-красавицы!» – выкрикивает старьевщик вслед маршу, заглядывая в глаза каждому журналисту и оператору мужского пола, ожидая одобрения своих слов.
Марш двигается дальше. Дойдя до пересечения проспекта Чуй с улицей Гоголя, девочки начинают совещаться. Из соцсетей уже доносится «Что за провокации? Зачем лезть на рожон?»
— Ну что, куда дальше?
— Будем до мечети идти?
Девушки решили дойти до мечети, чтобы узнать как на их одежду будут реагировать прихожане, студенты Исламского университета и сотрудники ДУМК.
Проходим столовую в подвале ДУМК. Активистки не сразу решились зайти за водой. Я вошла за девушками, чтобы посмотреть как отреагируют посетители. Несколько мужчин, сидевших за столиками, окинули взглядом девушек, а потом вернулись к телефонам и разговорам.
Выйдя из столовой я спрашиваю Гуляим Айылчы, организаторку марша, о причинах акции.
Она рассказывает, что совсем недавно шла на работу в платье по колено. На пути ей встретились четыре парня, которым не понравилось как была одета активистка.
«Они сказали: «Если бы ты была благочестивой, ты бы так не одевалась». Я просто не знала, что ответить. Я была удивлена тем, что [мужчины] у нас считают, что они имеют право вот так на улице к людям предъявлять претензии», – рассказывает Гуляим.
Марш идёт мимо здания Духовного управления мусульман Кыргызстана и Исламского университета. Пока больше внимания привлекают операторы с камерами и журналисты с диктофонами.
Участницы параллельно следят за реакцией на акцию в соцсетях. Пользователи начали возмущаться тем, что девушки своим маршем «провоцируют тех, кто пришел в мечеть на пятничную молитву».
Гуляим отвечает, что ходит в этом районе в таком виде почти каждый день и поэтому не видит ничего провокационного в марше.
«В таком случае все, вся наша жизнь — провокация. Если сегодня мы оставим это в покое и скажем: “Ну хорошо, сегодня я надену юбку подлиннее”, то завтра эта юбка превратится в юбку еще длиннее, а послезавтра в хиджаб», — объясняет она.
Мы беседуем с активисткой о привилегиях, которых лишается женщина, пытаясь выбраться из рамок общественного одобрения и заявляя о своих свободах. Гуляим отшучивается: «Ну, из разряда хороших жен нас точно исключили».
«Можно даже видеть по взглядам, по отношению даже тех девушек, которые благочестиво, правильно одеты — они на нас смотрят как будто мы немного сбились и идем по другой дороге».
Активистки сразу обозначили, что не выступают против закрытой одежды – хиджаба. Они считают, что самое главное, чтобы выбор женщины не был навязан обществом, и чтобы она была свободна выбирать любую одежду (включая, разумеется, хиджаб), не боясь осуждений.
Марш доходит до мечети.
Вокруг суматоха. Мужчины в длинных рубахах с ковриком для молитвы, огибая становище нищих, раскинутое перед мечетью, тянутся ко входу. С минуты на минуту начнется пятничная молитва.
Девушки выстраиваются на тротуаре у забора мечети для фотографии.
Это привлекает внимание мужчины, который несмотря на спешку, останавливается у входа и вопросительно смотрит на активисток. Простояв так несколько секунд, мужчина пытается обратить внимание окружающих на девушек: «Разве можно перед мечетью вот так фотографироваться?»
То ли напоминание о том, что Кыргызстан является туристической страной, то ли спешка других людей, которые без интереса проходят мимо возмущенного верующего, заставляют мужчину буркнуть что-то недовольно и скрыться в толпе прихожан.
Активистки начинают расходиться, но их останавливает мужчина в аккуратной рубашке, заправленной в брюки.
«Что это за акция, зачем вы это делаете, какую организацию представляете?» — интересуется он.
После настырных допросов со стороны активисток, мужчина признается, что работает в 10-м отделе ГУВД — том, что борется с экстремизмом и терроризмом. Свой интерес он объясняет тем, что опасается «непредсказуемой реакции» со стороны прихожан мечети.
При этом обещает, что если кто-то попытается напасть на девушек, он будет первым их защищать.
На этом марш завершается. Активистки и журналисты расходятся, глядя в телефоны и изучая реакцию соцсетей на марш — кажется, в интернете произошедшее обсуждается намного яростнее и эмоциональнее, чем где бы то ни было возле мечети.
Пятничная молитва проходит по привычному расписанию, без эксцессов.
Фото: Айбол Кожомуратов
По теме:
Практикуя Ислам в коротких шортах
Депутат возмутился акцией против запрета мини-юбок в парламенте
Бектур Искендер: Как нужно одеваться кыргызским женщинам
Мэрия: Баннеры с женщинами в парандже заказал фонд «Патриоты Кыргызстана»