World of Warcraft, fanart by Yanmo Zhang
World of Warcraft, fanart by Yanmo Zhang

Можно ли хорошо зарабатывать в онлайн-играх? Сколько стоит «прокачка» героя в «Варкрафте»? Как работает этот бизнес в мире и в Кыргызстане? Ответы на вопросы искал корреспондент Kloop.kg Метин Джумагулов. 

Семь лет назад кыргызский геймер под ником Rossiya перестал играть на местном пиратском сервере многопользовательской игры World of Warcraft (WoW) и перешел на официальный сервер. Там он стал заниматься онлайн-коммерцией — начал предлагать игрокам свои услуги за настоящие деньги.

Среди кыргызских игроков в «Варкрафт» Rossiya известен тем, что он был администратором одного из пиратских серверов в Кыргызстане. Его бывшие соратники вспоминают его как шустрого игрока, который мог очень быстро «прокачивать» своих персонажей и добывать редкие вещи.

На официальном сервере игры геймер сейчас занимается примерно тем же, но за деньги и для других игроков. Он говорит, что для того, чтобы зарабатывать в этой сфере, недостаточно быть фанатом игры или просто хорошо играть. «Надо знать и понимать экономику игры и играть выше среднего уровня», — говорит он.

Warcraft, скриншот из фильма
Массовой аудитории World of Warcraft известен через недавно вышедший фильм “Варкрафт”, повествующий об истории этой игры. Скриншот из фильма.

Rossiya не хочет делиться тем, сколько зарабатывает, но говорит, что на жизнь хватает. По его словам, его соратники по гильдии в игре зарабатывают от $650 до $800 в месяц, играя по четыре часа в день, но они работают в самой сложной сфере — прохождении подземелий.

Кыргызстанец зарабатывает, нарушая правила создателя игры, компании Activision Blizzard. Корпорация не одобряет любые действия игроков, которые связаны с заработком настоящих денег за счет игры. При первом входе в WoW игрок должен согласиться с условиями игры, которые запрещают заниматься коммерцией. Наказание за несоблюдение одно — бан.

Однако чтобы наказывать игроков, компания должна тщательно следить за каждым из них. К счастью для онлайн-бизнесменов, администрация не всегда может однозначно доказать сам факт сделки и заявить, что тот или иной игрок занимался коммерцией. Игроки стараются обеспечивать себе анонимность и соблюдают предосторожности, не обсуждая сделки в чатах самой игры.

Rossiya говорит, что ему нравится зарабатывать в обход системы. Сам игрок занимается тем, что «прокачивает» PvP-рейтинг (он сражается на дуэлях против других игроков, и за счет победы повышает этот рейтинг). Для этого Rossiya заключает сделки с игроками и на время «прокачки» получает доступ к их аккаунту. После повышения рейтинга, он возвращает аккаунт, и игроки оплачивают труд геймера — вся транзакция происходит через биржи, специальные сайты, которые не связаны с официальными серверами.

Игровой процесс в World of Warcraft.
Сам игровой процесс в World of Warcraft выглядит таким образом. Вы создаете персонажа определенной расы и класса, и затем начинаете прокачивать его, проходя квесты и убивая монстров.

Зарабатывать в игре можно не только таким образом. Завсегдатай биржи, игрок под ником Шредер тоже занимается «прокачкой» чужих персонажей, но он повышает не PvP-рейтинг, а уровень героев. За такую работу игроки платят в среднем $40-60 в зависимости от сроков и начальных условий.

Другую часть заработка игрока составляет торговля игровым золотом на бирже. Шредер объясняет, что правила игровой коммерции простые и мало чем отличаются от реальной жизни: следишь за спросом, покупаешь дешевле, продаешь дороже. Как и на настоящих биржах, игровые трейдеры ненавидят занимающихся демпингом.

«Демперы — чума рынка. Это могут быть неопытные школьники, продающие золото по дешевке из-за незнания. Кто-то может заниматься этим целенаправленно. Постоянное снижение цен бьет по карману, ведь спрос не меняется», — говорит Шредер.

То, чем он занимается, он называет «скучной и долгой, но несложной» работой. На всём своём игровом бизнесе он зарабатывает от $400 до $800 в месяц. По его словам, в игре есть гильдии игроков, которые занимаются коммерцией 24 часа в день. «Их можно сравнить с крупными корпорациями: я же представляю частного предпринимателя, который занимается простой и дешевой работой», — говорит он.

Сайт "Эльфа-торговца", сервиса, специализирующегося на бизнесе в онлайн-играх.
Сайт “Эльфа-торговца”, сервиса, специализирующегося на бизнесе в онлайн-играх.

Чтобы привлекать клиентов, частные трейдеры должны поддерживать свою репутацию. В многопользовательских онлайн-играх, не только в WoW, довольно часто обманывают наивных игроков, которые впервые захотели что-то продать или купить. «Работу я выполняю в прямом эфире, так что клиент видит процесс. После завершения работы, я пишу об этом, и заказчик подтверждает оплату», — объясняет Шредер. Спорные ситуации решает сама биржа.

Продавать можно не только услуги в игре, но и аккаунты с персонажами. Их цена зависит от игровых достижений персонажа, а также от того, насколько редкая экипировка «надета» на него. Шредер говорит, что работал с самыми разными игроками — и теми, кто стоит $10, и с уникамами стоимостью в $15 тысяч.

Один из примеров частного бизнеса, основанного на продаже и перепродаже персонажей — онлайн-магазин 30-летнего Шейна Джеффри. На форуме Reddit американец хвастается тем, что за три года смог заработать более $470 тысяч на этом бизнесе, а в комментарии для Wall Street Journal оценивает объем своей прибыль в $65 тысяч в год.

Заниматься этим Джеффри подтолкнула неудача, когда он 10 лет назад попытался продать свой аккаунт, но его в итоге обманули. «Я получил ценный урок в тот день», — пишет он. Ему потребовалось почти три года на то, чтобы разобраться, как работает система, и сколько можно заработать денег, занимаясь перепродажей игровых персонажей.

Джеффри подчеркивает, что в его магазине покупатели могут найти «только лучшие аккаунты» на рынке. «Например, только сегодня я продал персонажа с Лордом Скарабеем за $6 тысяч. Уровень экипировки был так себе, а вот всё остальное — элитного класса», — пишет он. Высокая цена, по словам владельца магазина, объясняется тем, что нужны годы, чтобы добиться тех вещей, которые надеты на персонажей, причем некоторые из них невозможно получить сейчас.

Скриншот с сайта Джеффри, где он продает аккаунты с персонажами.

Скриншот с сайта Джеффри, где он продает аккаунты с персонажами.

Сам бизнесмен не занимается «прокачкой» и добычей редкой экипировки для персонажей. Такая работа не считается высокооплачиваемой — за $60 можно нанять человека, который повысит вашего персонажа с первого до максимального уровня за два дня. Весь азарт для опытных игроков заключается в поиске редких вещей и получении игровых достижений. Например, в версии World of Warcraft: «Гнев Короля Лича» самым желанным оружием был топор «Темная Скорбь», по сравнению с которым меч «Кель’Серрар» выглядит просто красивой мухобойкой.

Частые клиенты Джеффри и разных онлайн-магазинов — это игроки, которые прошли основной сюжет, по крайней мере, один раз, но хотят чего-то большего. Чаще всего им хочется более редких вещей, специальных игровых достижений или более высокого авторитета среди игроков.

Подобный подход — бесконечный поиск вещей и экипировки вместо наслаждения от сюжета игры — частый повод для критики. На жаргоне онлайн-игр это называется «манчкинизмом», а игроков называют «манчкинами». В действительности сложно посчитать кого в онлайн-играх больше — манчкинов или эстетов, которые наслаждаются игрой.

Игрок под ником Ахилэс говорит, что покупал персонажа на кыргызском пиратском сервере из-за «нехватки времени и лени». Он хотел поиграть другим классом, но не хотел сам «прокачивать» нового героя. Вся сделка обошлась ему в 1000 сомов ($15). «Сейчас это кажется глупым, но тогда просто было желание быть сильнее других», — говорит он.

В Кыргызстане не так много игроков, которые занимаются коммерцией в играх. Опрошенные геймеры говорят, что пробовали продать что-либо в игре, но только несколько раз. Игрок с ником Синдорэ считает, что одна из причин, почему бизнес в играх не развивается среди кыргызстанцев, заключается в том, что они не играют на официальных серверах WoW, а пользуются услугами пиратских серверов, где зарабатывать невыгодно.

«Кого-то [из внутриигровых персонажей] продавали за шаурму, других за 2000 сомов, средняя цена — 500-700», — говорит геймер.

Иногда игровой процесс в WoW выглядит таким образом. Попробуйте понять, что здесь происходит.
Иногда игровой процесс в WoW выглядит таким образом. Попробуйте понять, что здесь происходит.

Пиратские серверы онлайн-игр создают специально для тех, кто не хочет или не может оплачивать подписку на игру на официальных серверах. Например, месяц игры в World of Warcraft на официальном сервере стоит $10. При этом, создатель игры, компания Blizzard, пытается заработать с игроков, предлагая не только доступ к игре, но и уникальные вещи или разного рода услуги, вроде повышения уровня до максимального. Пиратские серверы часто ограничены в возможностях, но и их создатели пытаются зарабатывать на игроках, аналогичным образом, как это делает Blizzard.

Бытующее среди кыргызских игроков мнение — в онлайн-играх зарабатывать сложно и невыгодно. Чтобы этим заниматься, надо тратить много времени и относиться к этому как к работе. Но не всем хочется расставаться с персонажами, в которых они вложили время и силы. «В персонажа стоимостью 1000 сомов надо вкладывать время, как минимум. А еще персонаж становится частью тебя», — говорит один из опрошенных игроков.

На официальном форуме World of Warcraft можно часто найти вопросы о том, как продать свой аккаунт за настоящие деньги. В ответ обычно пишут что-то подобное: «Продать можно, но администрация тебя забанит».

Джеффри, как и всё опрошенные Kloop.kg трейдеры, признает, что делает бизнес против правил игры, но добавляет, что его аккаунты никогда не банили за то, что он продавал или перепродавал их.

«Blizzard знает обо мне точно так же, как они знают о продавцах онлайн-золота, тех, кто «прокачивает» персонажей, и прочих. Есть более крупные рыбы в этом бизнесе, чем я, но все они большие компании. Если однажды Blizzard изучит мой сайт и подготовит бумаги для его закрытия, то так тому и быть. Я не нарушаю никакие законы. Это только серая зона и всего лишь против пользовательского соглашения», — пишет он.

Читать еще: