Весь демократический прогресс Кыргызстана за предыдущие годы «размылся» из-за дискриминационных законопроектов и безнаказанности за жестокое обращение и пытки — так сказано в отчете международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» (ХРВ).
Отчет «Хьюман Райтс Вотч» за 2015 год был опубликован 30 января — в нем сказано, что ситуация с правами человека в Кыргызстане «ухудшилась» — авторы отчета указывают, что на это повлияли законопроекты об «иностранных агентах» и о наказании за «формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям».
Законопроект об «иностранных агентах» был внесен на рассмотрение парламента летом 2014 года, но пока не был одобрен депутатами в трёх чтениях. Президент Алмазбек Атамбаев уже поддержал идею законопроекта, но не говорил, будет ли он его подписывать.
Более 40 некоммерческих организаций призвали тогда президента «сотрудничать», а не «идти на конфронтацию».
«Антигейский» законопроект был инициирован весной 2014 года. Сейчас депутаты рассматривают его во втором чтении.
Согласно документу, предлагается ввести наказание за формирование «положительного отношения» к «нетрадиционным сексуальным отношениям». Наказание может составлять вплоть до одного года лишения свободы.
В начале января 2015 года Европейский парламент, а позже и множество государств-членов Совета ООН по правам человека призвали депутатов Кыргызстана отозвать законопроект. Однако, кыргызские депутаты заявили, что не собираются этого делать.
«Ограничения на свободу мирных собраний»
ХРВ отмечает, что власти Кыргызстана ограничивают право граждан на свободу мирных собраний — в отчете упомянута попытка правоохранительных органов запретить митинги на площади Ала-Тоо весной 2014 года.
Первомайский районный суд Бишкека тогда запретил митинги с 31 марта по 1 мая на фоне новостей о проведении народного курултая оппозиции — однако городской столичный суд отменил это решение.
«В то время, как конституция Кыргызстана гарантирует свободу мирных собраний, в трех отдельных случаях в июне и июле [2014 года] милиция задержала активистов, проводивших мирные протесты в центре Бишкека. В каждом случае участники получили официальные предупреждения за якобы неповиновение правоохранительным органам», — говорится в отчете.
Пытки и безнаказанность
Авторы отчета пишут, что в результате межэтнических столкновений в Оше и Джалал-Абаде, произошедших в июне 2010 года, «в основном этнические узбеки были осуждены на долгий тюремный срок».
При этом указывается, что при задержании этнических узбеков использовались пытки для получения признательных показаний и «другие нарушения процесса».
«Хотя правительство признает, что пытки имеют место быть в Кыргызстане, безнаказанность за них остается нормой. Уголовные дела в связи с заявлениями о жестоком обращении и пытках встречаются редко, а расследования и судебные разбирательства над виновными постоянно откладываются или проводятся неэффективно», — говорится в отчете «Хьюман Райтс Вотч».
Согласно статистике, которую приводит организация со ссылкой на данные кыргызской правозащитной организации «Голос Свободы», власти страны отказались проводить тщательное расследование в 100 из 109 зарегистрированных случаев пыток в первой половине 2014 года.
Авторы отчета пишут, что у работников Национального центра по предупреждению пыток возникали проблемы с доступом в места содержания лиц под стражей.
«После одного инцидента в марте [2014 года], центр подал жалобу на директора изолятора временного содержания Иссык-Кульской области за отказ в доступе к ИВС. Однако, на момент написания этого отчета директор до сих пор не был привлечен к ответственности», — говорится в отчете.
В отчете упоминается ужесточение религиозной политики в 2014 году.
В октябре Совет обороны во главе с президентом Алмазбеком Атамбаевым принял Концепцию государственной политики в сфере религии до 2020 года. В рамках реализации документа, планируется принять новый закон «О религии», и ужесточить контроль над религиозными организациями.
«Правозащитники в Бишкеке выразили обеспокоенность по поводу проекта закона о религии. Если он будет принят, то ограничит право на свободу религии и убеждений, например, требуя дополнительного лицензирования и перерегистрации религиозных деятелей», — говорится в отчете «Хьюман Райтс Вотч».
В отчете указывается, что правоохранительные органы и спецслужбы «по-прежнему произвольно» задерживают людей, которые в следствии обвиняются в экстремизме.
«Эти люди [обвиненные в экстремизме] особенно уязвимы к жестокому обращению и пыткам в заключении», — пишут авторы документа.