Какой след 2013 год оставит в учебниках истории Кыргызстана? Что самого важного произошло в уходящем году? Редакция Kloop.kg подводит итоги (с кучей фотографий и ссылок в придачу).

Дорогие читатели! Чем 2013 год запомнился вам? Оставьте свои впечатления о нём, используя форму для комментариев под материалом.

Споры вокруг «Кумтора»

Главный политический тренд года — споры между властью и оппозицией вокруг того, кому и в какой пропорции должно принадлежать золоторудное месторождение «Кумтор».

Страсти вокруг «Кумтора» разгорелись ещё в прошлом году, но в 2013-м они обрели, пожалуй, наиболее агрессивный характер.

Демонстранты из Джети-Огузского района Иссык-Кульской области захватили в конце мая подстанцию, которая питает области рудник.

Митинг возле месторождения "Кумтор", 30 мая 2013 года
Митинг возле месторождения «Кумтор», 30 мая 2013 года. Фото: Азамат Айтбаев

Отключив электроэнергию, они требовали не только национализацию «Кумтора», но и больше отчислений из доходов рудника в помощь их району.

И хотя демонстрация закончилась разгоном со стороны милиции, её отголоски сказывались на ситуации в Кыргызстане ещё долгое время.

Во-первых, она стала поводом для похожих митингов в Джалал-Абаде в начале июня, где протестующие в итоге захватили здание местной обладминистрации и удерживали его на протяжении нескольких суток.

Демонстранты митингуют у здания джалал-абадского отделения ГКНБ, 2 июня 2013 года. Фото: Евгений Погребняк
Демонстранты митингуют у здания джалал-абадского отделения ГКНБ, 2 июня 2013 года. Фото: Евгений Погребняк

Во-вторых, угрожая похожими митингами, двое лидеров джети-огузских демонстрантов начали вымогать деньги у «Кумтора», не зная, что их разговор с представителем компании снимается на скрытую камеру. Оба в итоге были задержаны.

Тем временем, правительство предложило в июне своё видение участия Кыргызстана в «Кумторе» — вместо текущих 33 процентов акций в канадской компании «Центерра Голд», которая полностью владеет «Кумтором», власти предложили создать новое совместное предприятие, в котором страна владела бы 50% акций.

Оппозиции это не понравилось, и в октябре депутаты парламента отказались принимать предлагаемый правительством вариант соглашения, настояв на увеличении доли Кыргызстана до 67%.

Однако в декабре 2013 года премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев заявил, что это невозможно, и, чтобы избежать международных разбирательств, правительство и «Центерра» договорились о равных долях во владении.

Суд над «ата-журтовцами»

Задержанные ещё в 2012 году после митинга за национализацию «Кумтора», депутаты от оппозиционной партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев, Садыр Жапаров и Талант Мамытов прошли в 2013 году через все три судебные инстанции, каждый раз получая разные и порой противоположные приговоры за содеянное.

Заседания по делу о попытке захвата власти начались в Первомайском районном суде Бишкека в январе 2013 года. К тому моменту депутаты находились в заключении уже почти два месяца, и их первое с момента заключения появление на публике привлекло особое внимание журналистов.

Слева направо: Камчыбек Ташиев, Садыр Жапаров и Талант Мамытов в Первомайском районном суде, 10 января 2013 года. Фото: Зарема Султанбекова
Слева направо: Камчыбек Ташиев, Садыр Жапаров и Талант Мамытов в Первомайском районном суде, 10 января 2013 года. Фото: Зарема Султанбекова

После длительных слушаний, выступлений свидетелей и прений сторон, Первомайский суд приговорил в конце марта Ташиева и Жапарова к полутора годам лишения свободы, а Мамытова — к одному.

Бишкекский городской суд в июне внезапно оправдал всех троих, что в итоге привело к давлению на судей, вынесших решения — вплоть до оскорбительных граффити в подъездах их домов.

Но в августе Верховный суд отменил приговор городского (правда, скостив целый месяц срока Ташиеву и Жапарову), и хотя депутаты так и не вернулись на нары — свой срок они уже успели отбыть в СИЗО, — появился повод лишить всех троих депутатских мандатов за появление судимости.

Что власть и сделала.

Дела против «коррупционеров»

Антикоррупционные структуры в правоохранительных органах работали в 2013 году особенно активно, задерживая за взятки чиновников самых разных мастей — от налоговиков районных масштабов до депутатов.

Самый громкий арест года — депутат Ахматбек Келдибеков. В ноябре он был задержан по подозрению в крупных финансовых махинациях в бытность главой соцфонда и налоговой.

Задержание Келдибекова спровоцировало крупный митинг в Оше, 2 декабря 2013 года. Фото: Роман Базаров
Задержание Келдибекова спровоцировало крупный митинг в Оше, 2 декабря 2013 года. Фото: Роман Базаров

Критики упрекали власть в том, что за коррупцию задерживаются и преследуются только оппозиционные политики. В ответ на это в начале декабря было неожиданно заведено дело на мэра Бишкека Ису Омуркулова — политика, который входит в ближнее окружение президента Атамбаева.

Разбился американский самолёт

Американский топливозаправщик KC-135 разбился 3 мая на севере Кыргызстана вскоре после вылета из аэропорта «Манас», где дислоцируется Центр транзитных перевозок.

Катастрофы с участием этих топливозаправщиков — явление редкое, поэтому американские ВВС даже не переживали по поводу того, что пилоты не могут катапультироваться из этого самолёта.

И когда у самолёта начались проблемы, экипажу из трёх человек было некуда деваться. По свидетельствам очевидцев, топливозаправщик взорвался ещё в воздухе. Это косвенно подтверждается и тем, что обломки самолёта были в итоге разбросаны на огромной территории.

Милиционер охраняет крыло только что разбившегося самолёта, 3 мая 2013 года. Фото: Эльдияр Арыкбаев
Милиционер охраняет крыло только что разбившегося самолёта, 3 мая 2013 года. Фото: Эльдияр Арыкбаев

Тела членов экипажа не могли найти несколько дней. Никто из них не выжил.

Футбол: Мужчины прорываются в рейтинге, женщины возвращаются после долгого перерыва

2013 год стал одним из самых удачных в истории для мужской сборной по футболу.

Выиграв все три матча в отборочной стадии Кубка вызова АФК, команда не только совершила невероятный прыжок в рейтинге ФИФА, но и впервые в своей истории приблизилась к чемпионату Азии по футболу на расстояние вытянутой руки — для этого ей надо победить в финальной части Кубка вызова, которая пройдёт в мае 2014 года на Мальдивах.

Вершиной успеха сборной стал заключительный матч отборочной стадии Кубка вызова, который проходил 21 марта в Бишкеке.

Соперником оказалась сборная Таджикистана, намного более успешная во всех отношениях команда. Но несмотря на разницу в рейтинге, кыргызстанцы выиграли со счётом 1:0 на глазах у заполненного до отказа стадиона имени Омурзакова (бывший «Спартак»).

Все три гола в отборочной стадии турнира забил уроженец Ганы Дэвид Тетте, новобранец сборной, получивший право выступать за Кыргызстан через пять лет после получения гражданства страны.

Дэвид Тетте (номер 25) празднует свой первый в жизни гол за сборную Кыргызстана, 17 марта 2013 года. Фото: Гульжан Турдубаева
Дэвид Тетте (номер 25) празднует свой первый в жизни гол за сборную Кыргызстана, 17 марта 2013 года. Фото: Гульжан Турдубаева

Кроме того, в 2013 году мужская сборная впервые в своей истории не проиграла в матчах против команд из Европы — в июне команда Сергея Дворянкова добилась исторического ничейного счёта в гостевой товарищеской игре против Эстонии.

Если мужская сборная совершала головокружительные для своего уровня успехи, то женская команда проиграла все три матча в отборочной стадии к чемпионату Азии.

Несмотря на более сильных соперниц, кыргызстанки смогли забить два гола в отборочной стадии. На фото команда празднует гол в ворота сборной Бахрейна, 26 мая 2013 года. Фото: Гульжан Турдубаева
Несмотря на более сильных соперниц, кыргызстанки смогли забить два гола в отборочной стадии. На фото команда празднует гол в ворота сборной Бахрейна, 26 мая 2013 года. Фото: Гульжан Турдубаева

Правда, достижением стало то, что сборная вообще смогла поехать на эти игры — целых четыре года до этого она не проводила ни единой игры.

И если первый матч против Гонконга дал хоть какую-то надежду команде, которая упустила победу лишь за три минуты до финального свистка, то проигрыш Вьетнаму со счётом 0:12 окончательно похоронил все надежды кыргызских футболисток.

Конфликты вокруг анклавов

2013 год начался с январского конфликта у границ узбекского анклава Сох — жители местного села Хушъяр подрались с кыргызскими пограничниками из-за строительных работ, которые вели последние.

В пике конфликта, жители Хушъяра взяли в заложники группу кыргызстанцев, которые проезжали в это время сквозь Сох в западную часть Баткенской области Кыргызстана.

Дорога в анклав Сох была закрыта почти на протяжении месяца. Фото: Гульжан Турдубаева
Дорога в анклав Сох была закрыта почти на протяжении месяца. Фото: Гульжан Турдубаева

После переговоров и совместной операции кыргызских и узбекских правоохранительных органов, заложники были отпущены, но ситуация на южных рубежах Кыргызстана до конца года обострялась не раз.

Особую сложность вызывало то, что ключевые автотрассы юга Кыргызстана проходят либо сквозь узбекский анклав Сох, либо сквозь таджикский Ворух.

Власти начали в 2013 году строительство и реконструкцию дорог вокруг этих анклавов, чтобы гражданам Кыргызстана не пришлось пересекать границу, путешествуя внутри страны.

Новые масштабы кыргызского кино

«Салам, Нью-Йорк» стал однозначно кинохитом года в Кыргызстане. Как бы не относились критики к сюжету картины, подобных масштабов отечественный кинематограф ещё не видел.

Значительная часть съёмок фильма проходила в Нью-Йорке, где, согласно сюжету, главный герой — парень из кыргызской провинции — учится на юриста в Колумбийском университете.

Во время съёмок в Нью-Йорке.
Во время съёмок в Нью-Йорке.

История о достижении своей мечты и тоске по родине на другом конце земного шара тронула многих кыргызстанцев — картина собирала полные залы на протяжении нескольких недель после премьерного показа весной, и, по словам режиссёра Руслана Акуна, окупила себя несколько раз.

«Кыргызгаз» продан за доллар

Решение, которое вызвало ожесточённые споры в обществе — «Кыргызгаз» был продан за 1 доллар США «Газпрому». Правда, российский гигант покрывает все долги компании и обещает существенно улучшить инфраструктуру газоснабжения в стране.

Сторонники продажи считают, что «Газпром» лучше и качественнее справится со снабжением страны и её жителей голубым топливом.

Противники указывают на то, что Кыргызстан совершил ещё один шаг в сторону потери энергетического суверенитета.

Блокировка трассы как способ протеста

Никогда ещё блокировка ключевых автотрасс не была таким частым явлением в Кыргызстане, как в 2013 году.

Тон задали джалал-абадские митингующие, выступавшие за национализацию «Кумтора» и освобождение «ата-журтовцев». В июне они перекрыли ключевую трассу Бишкек-Ош, создав многокилометровые заторы.

Джалал-Абадские митингующие перекрывают трассу Бишкек-Ош, 3 июня 2013 года. Фото: Евгений Погребняк
Джалал-Абадские митингующие перекрывают трассу Бишкек-Ош, 3 июня 2013 года. Фото: Евгений Погребняк

Их примеру последовали жители иссык-кульского села Саруу, также выступавшие за национализацию «Кумтора». Они регулярно перекрывали трассу Каракол-Балыкчы, которая проходит сквозь их населенный пункт.

Наконец, в ноябре сторонники депутата Келдибекова несколько дней блокировали трассу Ош-Иркештам.

Блокировка трассы Ош-Иркештам, ноябрь 2013 года. Фото: Тойчубек Артык уулу
Блокировка трассы Ош-Иркештам, ноябрь 2013 года. Фото: Тойчубек Артык уулу

Мырзакматов снова в оппозиции

Ошский мэр Мелис Мырзакматов, казалось, в какой-то момент нашёл способ работать с центральной властью в Бишкеке. К тому же, его партия «Улуттар биримдиги» (УБ) смогла сформировать коалицию большинства в Ошском городском кенеше после местных выборов 2012 года, и избрание Мырзакматова на пост мэра казалось уже формальностью…

Но новые выборы мэра оттягивались из-за долгого рассмотрения нового закона о статусе городов Бишкек и Ош.

Президент Атамбаев подписал этот закон лишь в самом конце 2013 года — через полтора года после выборов в Ошский горкенеш. Всё это время Мырзакматов работал с приставкой «исполняющий обязанности».

Один из последних снимков Мырзакматова в кабинете мэра города Ош. Фото: пресс-служба мэрии города Ош
Один из последних снимков Мырзакматова в кабинете мэра города Ош. Фото: пресс-служба мэрии города Ош

Ошский мэр очень старался понравиться населению своего города, затеяв, в том числе, строительство грандиозной развязки, которая должна разгрузить пробки в центре города.

Начало строительства развязки в центре Оша, 25 сентября 2013 года. Фото: Камила Кожокматова
Начало строительства развязки в центре Оша, 25 сентября 2013 года. Фото: Камила Кожокматова

И когда в начале декабря центральные власти сняли Мырзакматова, его сторонники ответили на это как акцией протеста, так и многочисленными словами поддержки в Интернете и даже в бегущей строке на местном телевидении.

В то время, как Ошский горкенеш, скорее всего, проведёт выборы мэра в январе 2014-го, оказалось, что позиции «Улуттар биримдиги» не так прочны.

Партия Мырзакматова впервые начала открыто жаловаться на давление из Бишкека, с помощью которого, как она считает, власти хотят добиться продвижения своего человека на пост градоначальника южной столицы. 25 декабря СДПК создала свою коалицию большинства, оставив УБ в меньшинстве.

Мелис-байке

Сотрудница РСК банка Назгуль Чодронова невольно создала Интернет-мем года, когда после милицейской погони за её машиной она стала угрожать инспекторам ДПС неким «Мелисом-байке».

Это очевидно возымело определенное действие — милиционеры сняли номера с её машины, но на следующий же день вынуждены были вернуть их после указания сверху.

Назгуль Чодронова в момент встречи с инспекторами, июль 2013 года. Кадр из видеосъёмки
Назгуль Чодронова в момент встречи с инспекторами, июль 2013 года. Кадр из видеосъёмки

История так и осталась бы неизвестной, если бы погоня за Чодроновой и последующие разбирательства с инспекторами не снимались бы на видеокамеру.

В сентябре видео попало в сеть и на целую неделю стало самым обсуждаемым событием, а Чодронова, которая даже удалила свой эккаунт в «Фэйсбуке» во избежание излишнего внимания, стала героиней целой серии фотожаб.

А милиция была вынуждена уволить одного из своих сотрудников и выписать Чодроновой штраф на 1000 сомов. Чем вызвала новую бурю негодования.

Ylvis матерятся на кыргызском

Дуэт норвежских комиков — братьев Борда и Вегарда Ильвисокеров — ещё в 2012 году записал песню «Жаным», а затем и клип к ней, действие которого происходит в Кыргызстане.

Ylvis пытались поставить эксперимент, став популярными в случайно выбранной экзотической стране. Клип не помог им в этом, зато неожиданно помогло их скандальное (для кыргызстанцев) выступление на норвежском телевидении в мае 2013 года.

Исполняя песню «Жаным», братья вдруг начали материться… на кыргызском! Прозвучавшая из их уст не самая логически понятная фраза «Кандай коток» («Как хуй» в переводе с кыргызского) вызвала лавину обсуждений среди интернет-пользователей Кыргызстана.

Братья Ильвисокеры кричат "Кандай коток", 2 мая 2013 года. Кадр из видео
Братья Ильвисокеры кричат «Кандай коток», 2 мая 2013 года. Кадр из видео

Одни клеймили их за якобы оскорбление кыргызстанцев, другие призывали относиться к норвежцам с юмором и благодарить их за прославление страны.

Сами Ylvis клялись, что никого обидеть не хотели. Вегард Ильвисокер настаивал на том, что они матерились для того, чтобы посмеяться над норвежскими телепродюсерами, и если бы кто-то из другой страны выматерился бы публично на норвежском, то они «задницы бы надорвали от смеха».

Спустя четыре месяца после кыргызского скандала, Ylvis стали известными во всём мире, когда выпустили ещё один сатирический клип, песню «The Fox». Загруженный на их официальный канал на Youtube, этот ролик был признан самым популярным в Интернете в 2013 году.

Год без выборов и смен правительства

Впервые с 2006 года в Кыргызстане за целый год не было масштабных выборов. К тому же, правительство страны смогло работать целый календарный год, почти не претерпевая изменений в своём составе — тоже довольно редкое явление.

Алмазбек Атамбаев на итоговой пресс-конференции, 16 декабря 2013 года. Фото: пресс-служба президента
Алмазбек Атамбаев на итоговой пресс-конференции, 16 декабря 2013 года. Фото: пресс-служба президента

С одной стороны, в 2013 году наблюдалась некая стабилизация политической жизни. С другой стороны, оппоненты всерьёз запереживали за то, что все ключевые позиции — в том числе премьер-министра и спикера парламента — теперь занимают люди, лояльные президенту, и в стране может наступить эпоха политического застоя (особенно с учётом антикоррупционных гонений на оппозиционеров).

Президент Алмазбек Атамбаев подлил масла в огонь, назвав на итоговой пресс-конференции созданную им Социал-демократическую партию «президентской» и сказав, что жалеет о том, что у неё слишком мало мест в парламенте — иначе он «навёл бы порядок».